В МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция «Лучшие школы России в 2014/2015 году» с участием заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец, Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова, директора Московского центра непрерывного математического образования Ивана Ященко, научного руководителя Республиканского лицея для одаренных детей Республики Мордовия Дмитрия Подлесного.
Впервые рейтинг общеобразовательных организаций был подготовлен Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке МИА «Россия сегодня» и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации по итогам 2012/13 учебного года. Основными принципами, на которых строился рейтинг, являлись: учет независимых от школы объективных показателей; учет образовательных результатов работы школы; ориентация школ на предоставление качественного массового образования и развитие таланта учащихся. Второй рейтинг был опубликован по итогам 2013/2014 учебного года.
В рейтинге 2014/15 учебного года по аналогичным принципам был определен перечень ТОП-500 общеобразовательных организаций, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты. В этом перечне отдельно выделен рейтинг ТОП-25 общеобразовательных организаций с наиболее высокими результатами. Также были подготовлены перечни ТОП-200 лучших сельских общеобразовательных организаций, ТОП-200 общеобразовательных организаций, предоставляющих наибольшие возможности развития способностей учащихся, списки ТОП-100 лучших общеобразовательных организаций по профильным направлениям и ТОП-100 лучших общеобразовательных организаций в области математики.
При формировании списков, также как и в предыдущие годы, учитывались независимые от общеобразовательных организаций объективные показатели, такие как результаты ОГЭ, результаты Всероссийской олимпиады школьников (заключительный и региональный этапы). До 2014 г. включительно для формирования рейтингов использовался критерий «Результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ)». Начиная с 2015 г. благодаря развитию информационных систем стала возможной оценка вклада общеобразовательной организации в качественное образование на основе анализа результатов ОГЭ (в двух субъектах Российской Федерации – Республике Крым и г. Севастополь – в 2015 г. продолжался переходный период, поэтому в указанных субъектах Российской Федерации в рейтинге учитывались результаты государственного выпускного экзамена, а не ОГЭ). Это позволило более дифференцированно учесть достижение целей и задач, стоящих перед общеобразовательными организациями: стала учитываться как степень подготовленности учащихся к продолжению обучения в старшей школе и в последующем в вузах, так и в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.
Переход к показателю ОГЭ существенно увеличил охват учащихся (с 700 тыс. до 1 млн человек и более), результаты которых учитываются при формировании рейтинга.
В 2015 году дополнительные параметры, введенные в 2014 году, сохранились: наличие или отсутствие конкурсного набора в общеобразовательные организации (для списков ТОП-500, ТОП-25 и ТОП-200 сельских школ) – на основе данных сайтов общеобразовательных организаций; отношение набранных баллов к количеству выпускников (для списка ТОП-200 сельских общеобразовательных организаций); количество предметов, по которым в общеобразовательных организациях имеются победители или призеры олимпиад (для ТОП-200 общеобразовательных организаций, предоставляющих наибольшие возможности развития способностей).
Кроме того, в 2015 году было введено нормирование результатов общеобразовательной организации в зависимости от ее количественной наполняемости, что снизило влияние размера общеобразовательной организации на шансы попадания в список ТОП-школ (для списков ТОП-500, ТОП-25, ТОП-200 сельских школ).
Указанные списки позволяют выявить общеобразовательные организации-лидеры в различных регионах для распространения лучших практик.
В список ТОП-500 вошли школы из 81 региона Российской Федерации, в том числе из г. Севастополь и Республики Крым (в 2014 году – 76 регионов).
ТОП-500 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки учащихся
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад, а также были введены дополнительные критерии «наличие конкурсного набора» и «нормирование результатов на размер школы». В список вошли школы 81 региона. Не вошли в список 4 региона (Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ). Регионы-лидеры по проценту 9-классников, окончивших школы из ТОП-500:
г. Москва (32,7%);
Калининградская область (14,7%);
Республика Хакасия (14,0%);
Тамбовская область (13,6%);
Липецкая область (8,7%);
Республика Калмыкия (8,2%);
Чувашская Республика (8,1%);
Республика Тыва (7,9%);
Кировская область (7,4%);
Ярославская область (7,2%).
Школы-лидеры (ТОП-25):
1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский физико-математический лицей № 239»;
2. Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одаренных детей»;
3. Государственное бюджетное образовательное учреждение № 57 «Пятьдесят седьмая школа»;
4. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа-интернат среднего (полного) общего образования «Интеллектуал»;
5. Специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова;
6. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Лицей № 1535»;
7. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей «Вторая школа»;
8. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1329»;
9. Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (средняя общеобразовательная школа № 179);
10. Государственное бюджетное образовательное учреждение «Московская гимназия на Юго-Западе № 1543»;
11. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 31» г. Челябинска;
12. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»;
13. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Лицейско-гимназический комплекс на Юго-Востоке»;
14. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»;
15. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1514»;
16. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина»;
17. Бюджетное общеобразовательное учреждение Вологодской области «Вологодский многопрофильный лицей»;
18. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия № 1»;
19. Бюджетное общеобразовательного учреждения Омской области «Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117»;
20. Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Кировский экономико-правовой лицей»;
21. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 192»;
22. Структурное подразделение Новосибирского государственного университета – Специализированный учебно-научный центр Университета;
23. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 131» Вахитовского района г. Казани;
24. Лицей Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
25. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» г. Екатеринбурга.
ТОП-200 сельских общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки учащихся
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад. В список вошли школы 55 регионов (в 2014 году – 49 регионов). Регионы-лидеры по количеству школ:
Краснодарский край (17);
Республика Башкортостан (14);
Московская область (13);
Чувашская Республика (11);
Пермский край (11);
Республика Марий Эл (9);
Республика Мордовия (9);
Республика Адыгея (7);
Оренбургская область (7)
Тамбовская область (7).
ТОП-200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся
При формировании списка учитывались результаты олимпиад. В список вошли школы 56 регионов (в 2014 году – 57 регионов). Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (58);
г. Санкт-Петербург (12);
Республика Татарстан (8);
Московская область (7)
Новосибирская область (7);
Чувашская область (6);
Кировская область (6);
Республика Башкортостан (5);
Удмуртская Республика (5);
Тамбовская область (5);
Челябинская область (5).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по физико-математическому профилю
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад по соответствующему профилю. В список вошли школы 44 регионов. Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (17);
Московская область (5);
г. Санкт-Петербург (5);
Республика Татарстан (4);
Новосибирская область (4);
Республика Башкортостан (3);
Республика Мордовия (3);
Чувашская Республика (3);
Омская область (3);
Самарская область (3);
Свердловская область (3).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по индустриально-технологическому профилю
При формировании списка учитывались результаты олимпиад соответствующего профиля. В список вошли школы 47 регионов. Регионы-лидеры по количеству школ:
Республика Татарстан (9);
г. Москва (7);
Удмуртская Республика (6);
Пермский край (4);
Челябинская область (4);
Республика Башкортостан (3);
Республика Мордовия (3);
Чувашская Республика (3);
Краснодарский край (3);
Архангельская область (3);
Воронежская область (3);
Кировская область (3);
Липецкая область (3);
Томская область (3);
г. Санкт-Петербург (3).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по биолого-географическому профилю
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад соответствующего профиля. В список вошли школы 40 регионов. Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (35);
Саратовская область (5);
Республика Татарстан (4);
Чувашская Республика (4);
Новосибирская область (4);
Тамбовская область (4).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по химико-биологическому профилю
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад соответствующего профиля. В список вошли школы 41 региона. Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (27);
Республика Татарстан (9);
Чувашская Республика (5);
Новосибирская область (4);
Тамбовская область (4);
Новосибирская область (4);
Республика Башкортостан (3);
Кировская область (3);
Новгородская область (3).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по математическому профилю
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад по математике. В список вошли школы 46 регионов. Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (14);
Новосибирская область (5);
Краснодарский край (4);
Курганская область (4);
г. Санкт-Петербург (4);
Республика Мордовия (3);
Республика Татарстан (3);
Удмуртская Республика (3);
Московская область (3);
Нижегородская область (3);
Свердловская область (3);
Ульяновская область (3).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников социально-гуманитарному профилю
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад соответствующего профиля. В список вошли школы 33 региона. Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (38);
Республика Татарстан (4);
Калининградская область (4);
Челябинская область (4);
Чувашская республика (3);
Брянская область (3);
Новосибирская область (3);
Свердловская область (3);
Тамбовская область (3);
г. Санкт-Петербург (3).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по социально-экономическому профилю
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад по соответствующему профилю. В список вошли школы 31 региона. Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (43);
Липецкая область (5);
Республика Башкортостан (4);
Республика Татарстан (4);
Чувашская Республика (3);
Брянская область (3);
Челябинская область (3).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по физико-химическому профилю
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад по соответствующему профилю. В список вошли школы 42 региона. Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (25);
Чувашская Республика (6);
Московская область (5);
Республика Башкортостан (4);
Республика Татарстан (4);
Новосибирская область (4);
Челябинская область (4);
Свердловская область (3).
ТОП-100 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников по филологическому профилю
При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад по соответствующему профилю. В список вошли школы 33 региона. Регионы-лидеры по количеству школ:
г. Москва (50);
г. Санкт-Петербург (6);
Челябинская область (5);
Омская область (3).
ТОП-10 общеобразовательных организаций, обеспечивающий высокий уровень подготовки выпускников по оборонно-спортивному профилю
При формировании списка учитывались результаты олимпиад по соответствующему профилю. В список вошли школы 39 регионов. Регионы-лидеры по количеству школ:
Республика Татарстан (15);
г. Москва (15);
Удмуртская Республика (6);
Ставропольский край (6);
Тамбовская область (5);
Иркутская область (4);
Тульская область (4).